Вспомним эпохи кинематографа и отметим мастеров, которые внесли наибольший вклад в эстетику кино.
10) Билли Битцер
В самом начале кинопроизводства не существовало отдельных кино-профессий: родоначальники кино занимались одновременно и операторской работой, и созданием сценария, и режиссурой, и продюсированием. Не было и потребности в художественном подходе к режиссуре и «видении режиссера»: нужно было снимать при как можно более ярком освещении и исходя из не очень больших технических возможностей камеры.
Одним из пионеров кинопроизводства был Билли Битцер. За всю жизнь он снял 1200 фильмов: его кинокарьера началась в 1896 и продлилась до 1929 года, он перестал снимать, когда закончилась эра немого кино.
Почти век назад Билли Битцер привнес в кино то, что мы используем до сих:
— крупные планы;
— уход в затемнение;
— растворение одного кадра в другом;
— переход от одного кадра к другому с круговым затемнением;
— отражатели (в том числе, цветные);
— искусственное освещение и подсветку фона.
9) Грегг Толанд
После эры немого кино прошло несколько лет: начался золотой век Голливуда. Бизнес процветает, студии напоминают конвейеры по производству фильмов, на экране блистают новые звезды в прекрасных декорациях. Камеры становятся все меньше — теперь их намного проще перемещать при съемке.
Большой вклад в кино той эпохи сделал Грегг Толанд. Он определил, как будет выглядеть черно-белое звуковое кино. Он умело сочетал мягкий свет и резкие графичные тени, отлично умел ставить кадр, наполнял жизнью черно-белые кадры. Сначала другие деятели кино критиковали метод съемки Толанда, называя его слишком сложным, однако уже через десять лет все особенности съемки Толанда стали новым стандартом качества в Голливуде.
8) Роберт Бёркс
Золотая эра Голливуда закончилась: технический прогресс привнес в кино цвет, что навсегда изменило кинематограф. Да, попытки привнести цвет в кино предпринимались и раньше, но именно техниколор позволил индустрии кино сделать огромный шаг вперед.
Роберт Бёркс стал одним из пионеров цветного кино. В своих работах он использовал очень глубокие, сочные, насыщенные цвета, умел создать ощущение клаустрофобии с помощью правильной постановки кадра, отказывался от цвета в пользу серых, коричневых и бежевых тонов, когда это было необходимо.
7) Фрэдди Янг
В шестидесятые Голливуд перестал быть монополистом: теперь ему приходится конкурировать с телевидением. Одновременно с этим появились новые киноэкраны — соотношение сторон изменилось.
Удачнее всего новое соотношение сторон использовал оператор Фрэдди Янг. Кадры, сделанные Фрэдди Янгом — самые запоминающиеся кадры в истории кино. Именно он первым научился работать с новым, более широким кадром и задал новые стандарты в постановке кадра. Он по праву считается одним из лучших операторов в истории.
6) Витторио Стораро
В семидесятые и восьмидесятые кино стало визуально ближе к тому, что мы видим на экранах сейчас. Все больше появлялось методов освещения сцены: появилось больше свободы использовать освещение в художественных целях, направлять внимание зрителя и делить кадр с помощью освещения. В это же время появилось больше операторских приемов: изобретение стедикама совершило революцию в перемещении камеры.
Витторио Стораро в своих работах часто использует единственный источник света, который и задает тон всей сцене. Он часто использует направленные источники освещения, которые создают четкий луч света и графичные тени. Помимо этого, в работах Стораро часто наблюдается символизм цвета, уделено внимание глубине и постановке кадра. Стораро создал новый, современный киноязык, в котором красивые и запоминающиеся кадры наполнены дополнительным смыслом.
5) Свен Нюквист
История кинематографа не ограничивает только Америкой, и только Голливудом. Под влиянием экспрессионизма немцы Карл Фройнд и Фриц Вагнер вывели использование освещения на новый эмоциональный уровень. Француз Рауль Кутар привнес в кинематограф большую свободу перемещения камеры. Итальянский оператор Отелло Мартелли применил опыт неореализма в кино.
Этот список великих европейских кинематографистов был бы неполон без шведского режиссера и оператора Свена Нюквиста. За свою полувековую карьеру Нюквист прошел путь от четкой и контрастной картинки к более мягкому и натуральному освещению. Он использовал преимущественно естественные источники освещения и отлично работал с освещением лица: в его работах лица актеров освещены тысячей способов.
4) Кадзуо Миягава
На Европе и Америке развитие кинематографа не ограничивается. Сергей Урусевский и Вадим Юсов использовали революционные методы съемки. Индия знаменита работами таким деятелей кино, как Субрата Митра и Сантош Сиван. Китай дал мировому кинематографу Гу Чанвэя и Чжао Сяодина, Гонконг — Артура Вонга и Питера Пау, Австралия — Кристофера Дойла, Южная Америка — Родриго Прието и Эммануэля Любецки.
В списке великих кинематографистов Японию представляет оператор Кадзуо Миягава: он работал почти со всеми японскими режиссерами, снял революционный «Расёмон». Миягава вдохновлялся Суми-э, японской живописью. В его кадрах удачно сочетаются ассиметрия и баланс, а черно-белые его фильмы отличаются текстурой кадра и работой с оттенками серого.
3) Януш Каминский
Вернемся к Голливуду. Кино восьмидесятых и девяностых так же не стоит на месте: продолжается активная работа над выразительностью света.
Визуальная составляющая кино построена на работе со светом, тенью и композицией. Януш Каминский из трех этих составляющих создает симфонию. Каминский много работает со Спилбергом: кадры, полученные в ходе этой плодотворной работы, определили современное кино и задали визуальный стандарт для блокбастеров.
2) Мариза Альберти
В списке великих деятелей кино почти нет женщин. Ситуация еще хуже среди операторов: до 2018 года женщин не разу не номинировали на «Оскар» за лучшую операторскую работу. Первой номинанткой стала Рэйчел Моррисон, оператор-постановщик фильма «Ферма "Мадбаунд"».
Женщины в кинематографе отличаются тем, что они чаще работают в независимом кино, разрабатывают другое, непривычное понимание эстетики. Один из ярких примеров женщин в кино — Мариза Альберти. Свою карьеру она начинала с независимого и документального кино, придерживалась эстетики французской «новой волны». Со временем бюджеты становились больше, талант Альберти начали замечать — она проделала путь от независимого кино до голливудской эстетики.
1) Роджер Дикинс
В новом тысячелетии кино снова переживает революцию, как это было во время перехода с черно-белого кино на цветное. Развитие компьютерной графики и научно-технический прогресс в целом меняют роли кинематографистов, заставляют их учиться новому.
Из современных деятелей кино стоит упомянуть оператора Роджера Дикинса: судя по всему, у него аллергия на красивые, но банальные кадры. В работах Дикинса встречается и мастерски использованный широкий кадр, и работа с цветом, и естественное освещение, и выверенные движения камеры.
Оригинал видео: там больше имен, упоминаний фильмов, и прекрасных кадров.