Почему мы смотрим сериалы запоем:
4 нейронаучные причины
Оказывается, не только вам, но и вашему мозгу нравится смотреть сериалы оптом.

Психолог-консультант объясняет, почему так.
Эта статья написана подписчиком Daily Tropes, нашего телеграм-канала.

Ее автор — Антон Вотрин, психолог-консультант,
популяризатор доказательного подхода и координатор проекта
«Чистые Когниции».

Если вы тоже хотите написать статью для этого сайта, напишите сюда — обсудим, отредактируем, выложим.
Сериалы начали снимать очень давно, но изначально они были низким жанром — никто их всерьез не воспринимал.

Сейчас мы живем в золотой век сериалов: на их съемки выделяются огромные деньги, в производстве задействованы лучшие сценаристы, режиссеры и шоураннеры, авторам дана полная свобода действий.

За последние 20 лет кино стало более мейнстримным. Оно рассчитано на массовую аудиторию и максимальные кассовые сборы. Чем легче и проще будет фильм, тем больше на него купят билетов — тем больше заработают киностудии. В итоге мы видим бесконечные приквелы и сиквелы, экранизации и франшизы — они гарантированно собирают очень много денег. Такая ситуация в киноиндустрии привела к тому, что сложные сюжеты и качественные драмы перешли на телевидение.
Почему мы сопереживаем?
За последние пять-десять лет запойный просмотр сериалов стал распространенным хобби — подписчику Netflix доступны тысячи сериалов, которые можно смотреть круглосуточно. Но почему именно сериалы? Почему мы привязываемся к этим мирам и героям? Нейронаука может частично объяснить, почему так происходит.

Люди способны понимать психологическое состояние других людей и сопереживать им. Британский психолог Эдвард Титченер в 1909 году назвал этот феномен эмпатией. Мы привязываемся к сложным, эмоционально заряженным историям именно из-за нашей способности распознавать чувства других — и этот эффект работает как на реальных людях, так и на вымышленных персонажах.
Как мы воспринимаем героев?
Нейроэкономист Пол Зак исследовал эмпатию в сторителлинге.

Он показывал участникам эксперимента постановочное видео о мальчике с терминальной стадией рака: в нем показан сам мальчик (счастливый и не подозревающий о своей судьбе) и его отец (который очень страдает, но старается насладиться последними месяцами с сыном). До и после просмотра у участников берут кровь на анализ.

Зак обнаружил, что во время эксперимента люди испытывают два чувства: горе и сопереживание. Результаты анализов показали, что в крови участников после просмотра вырос уровень кортизола и окситоцина — кортизол отвечают за стресс, а окситоцин за доверие и принадлежность к группе. Также исследователи обнаружили связи между уровнем кортизола и дистресса, а также между уровнем окситоцина и эмпатией.

В конце Пол Зак предлагал участникам пожертвовать деньги мальчику из видео и настоящим больным детям. В обоих случаях количество кортизола и окситоцина было одинаковым — испытуемые были готовы помогать и мальчику из видео, и реальным пациентам. Участники эксперимента переносили свое сопереживание мальчику из постановочного видео на реальных людей в такой ситуации. Зак пришел к выводу, что именно эмпатия характеризует нас как социальных существ — и она работает, даже на вымышленных героях и историях.

Это объясняет, почему мы привязываемся к сериальным персонажам — на уровне химии мозга мы сопереживаем им так же, как реальным людям.

Чтобы эмпатия работала, необходима «приостановка неверия» — зритель должен поверить в правдоподобность происходящего.
Как сериалы нас затягивают?
По данным Netflix, трое из четырех зрителей первого сезона «Во все тяжкие» посмотрели все семь эпизодов за один раз.

Психолог Ури Хассон выделил новую область нейронауки — «нейросинематика». Она изучает, как телевидение и фильмы взаимодействуют с нашим мозгом.

В исследовании 2008 года Хассон и его коллеги наблюдали за мозгом участников через фМРТ, показывая им четыре видео:

  • отрывок из фильма «Хороший, плохой, злой» Серджо Леоне;
  • отрывок из телеэпизода «Бах! Ты убит» Альфреда Хичкока;
  • отрывок из комедийного сериала «Умерь свой энтузиазм»;
  • десятиминутное не отредактированное видео с концерта на Вашингтон-сквер.

Хассон исследовал, какой будет реакция испытуемых при просмотре этих видео. Видеоролик из парка вызвал одинаковые реакции в коре мозга всего лишь у 5% зрителей, а фильм Хичкока — уже у 65% участников.

Разгадка такого эффекта в управлении вниманием.

Видео из парка, снятое одним дублем, позволяет зрителям самим следить за происходящим, поэтому реакции у всех отличаются. Хичкок же, как режиссер, намеренно управляет вниманием зрителя в кино: продумывает каждую мелочь, чтобы вызвать одинаковую реакцию у аудитории — саспенс.

Аналогичным образом современные сценаристы и режиссеры управляет вниманием не только в фильмах, но и в сериалах.

Netflix проводил опрос среди зрителей — 61% из 1500 онлайн-респондентов утверждали, что смотрят сериалы запоем (минимум 2-3 эпизода в день в течение нескольких недель). Три четверти опрошенных сообщили о положительных эмоциях, связанных с этим поведением.

Культурный антрополог Грант МакКракен провёл более подробное исследование. Он обнаружил, для 76% зрителей просмотр сериалов — это отвлечение от неприятных мыслей и чувств, от текущих проблем в жизни. Восемь из десяти человек утверждают, что непрерывный просмотр приятнее, чем просмотр эпизодов по отдельности. МакКракен пришел к выводу, что мы склонны погружаться в длинные нарративы.

В общем, грань между сериаломанией как увлечением и как избегающей формой поведения очень тонка. Избегающее поведение проявляется, когда у человека много стресса в жизни: «Пока я смотрю сериал, мои плохие мысли уходят, я немножко расслабляюсь. Досмотрел, тревога опять поднимается — пойду смотреть дальше, чтобы снова расслабиться». Такой подход в долгосрочной перспективе лишь усугубляет проблему.
Так почему мы смотрим запоем?
  1. Нам нравятся сами истории — их героям мы сопереживаем, как обычным людям.
  2. Они созданы так, чтобы нас увлекать — режиссер управляет вниманием зрителя.
  3. Привыкнув к героям и увлекшись интересной историей, мы хотим смотреть еще и еще — нас привлекают длинные нарративы.
  4. Сериалы — эта форма эскапизма, помогающая уйти от проблем и неприятных эмоций.
А чем полезны сериалы?
  • Снижают стресс: помогают отдохнуть после тяжелого рабочего дня.
  • Проясняют ролевые модели: сериалы показывают, как ведут себя люди в разных социальных ролях — какими должны быть романтические, дружеские и семейные отношения.
  • Дают повод задуматься: понять, что для тебя важно. Когда Хью Лори приезжал в Россию, ему первым делом сказали: «Спасибо вам, мистер Лори, моя дочь посмотрела "Доктор Хаус" и пошла учиться на врача».
  • Борются с предрассудками: показывают героев с другой ориентацией, другой расы и национальности, разных социальных статусов и профессий. Познакомившись с такими героями мы меньше полагается на стереотипы в общении с непохожими на себя людьми.
  • Учат понимать других: исследовательницы Барнс и Блэк в 2015 году доказали, что просмотр качественных сериалов повышает способность к ментализации —пониманию других людей. Особенно заметен этот эффект на людях с расстройством аутистического спектра.
Как смотреть осознанно?
  • Обсуждайте: в диалоге с другими людьми вы лучше понимаете сюжет и чувства героев. А еще так проще пережить конец любимого сериала или его неудачный финал.
  • Дозируйте: смотрите по одной-две серии в день. Если в конце эпизода обычно есть клиффхэнгер, останавливайтесь не в конце серии, а в середине — так проще оторваться.
  • Понимайте, зачем и для чего вы смотрите: снизить стресс или тревогу, отвлечься, посмотреть на любимых персонажей.
  • Чередуйте с другими занятиями: читайте, занимайтесь физкультурой.

По материалам статьи Why We're Wired to Binge-Watch TV и конспекта лекции Антона Вотрина, а также вебинара ниже 
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website