Современные произведения часто сюжетно повторяют мифы, легенды, ранние предания и фольклор — пересказывают базовые сюжеты на новом технологическом уровне, чтобы «перевести» уже знакомые ситуации на язык современности.
Неудивительно, что общие для всего человечества истории вообще существуют. Все блуждающие сюжеты так или иначе связаны с осмыслением природы. Люди придумывали сказки про драконов, обнаруживая останки динозавров. Сюжеты о возрождении и смерти Бога связаны с наблюдением за закатом: каждый вечер солнце "умирает" и "возрождает" утром. Так этот процесс осмысляли древние люди.
Количество базовых сюжетов отличается от одного исследователя к другому. Кэмпбелл выделял один базовый сюжет — мономиф, Борхес — 4, Букер — 7, Тобиас — 20, Пропп — 31, Польти — 36.
Книги о базовых сюжетах:
— Джозеф Кэмпбелл — «Тысячеликий герой». Монументальный труд о мономифе.
— Кристофер Воглер — «Путешествия писателя». Речь идёт о мономифе и его адаптации в современном искусстве.
— Хорхе Луис Борхес — «Четыре цикла» (эссе).
— Кристофер Букер — «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории».
— Рональд Тобиас — «20 моделей сюжетов (и как их выстроить)».
— Владимир Пропп — «Морфология сказки».
— Жорж Польти — «Тридцать шесть драматических ситуаций».