Конспект книги
Линда Сегер
«Создание незабываемых персонажей»
Это отличная и легкая книга для тех, кто интересуется сценарным делом. Советую к прочтению всем, кто придумывает и разрабатывает персонажей.
Автор учит исследовать персонажа, определять его характер, прорабатывать его предысторию, психологию и отношения с другими людьми. Несколько глав есть про поддерживающих персонажей, диалоги, нереальных героев и стереотипы. В отдельной главе перечислены основные сценарные проблемы и способы их решения.

Для тех, у кого нет времени на целую книгу, я составила конспект с самыми интересными моментами.
1
Информация о героях
Многие актеры основательно прорабатывают предысторию героя перед тем, как взяться за роль. Знаменитый актер, режиссер и преподаватель Константин Станиславский рекомендовал актерам написать биографии для своих героев. Лайош Эгри в книге «Искусство драматургии» рекомендует авторам делать то же самое. Биография героя может включать следующую информацию:

ФИЗИОЛОГИЯ: возраст, пол, осанка, внешность, физические дефекты, наследственность.

СОЦИОЛОГИЯ: социальный класс, работа, образование, домашняя жизнь, религия, политические взгляды, увлечения, развлечения.

ПСИХОЛОГИЯ: личная жизнь и моральные принципы, стремления, разочарования, темперамент, отношение к жизни, комплексы, способности, уровень интеллекта, личностные особенности (интроверт, экстраверт).

Сценарист, режиссер и продюсер Франк Пирсон считает: «Все, что вам нужно знать о герое, это то, что нужно актеру, чтобы сыграть сцену. Важны чувственные воспоминания.

Неважно, что случилось с героем, главное — что он при этом чувствовал. Если надо задать вопросы, то не спрашивайте у героев, в какую школу они ходили, работали ли они на фабрике, и была ли их мать властной женщиной.

Нужно задавать следующие вопросы: Когда вы сильнее всего смущались? Вы когда-нибудь чувствовали себя дураком? Что было самым плохим в вашей жизни? Вам нужно ухватить эти эмоции, потому что именно их герой приносит в сцену и именно они придают оттенок его действиям».

Для многих авторов процесс создания предыстории начинается с разработки героя и написания основной истории. По мере написания они осознают, что им не хватает информации о герое. Или они вдруг обнаруживают, что их герой выдает совершенно неожиданные реакции на события или других людей. Или, возможно, они не знают, как мог бы реагировать их герой в определенных обстоятельствах. Предыстория создается с помощью вопросов «что» и «почему» о своем герое.

Узнавание предыстории героя — все равно, что знакомство с прошлым нового друга. Информация о прошлом углубляет отношения. Колман Лак так описывает предысторию в своем понимании: «С самого начала считайте жизнь своего героя многогранной, грани которой еще нужно рассмотреть. Как будто вы узнаете жизнь своего дедушки. Вы будете просто сидеть и слушать набор фактов из его жизни или зададите ключевые вопросы, чтобы понять суть его характера?»

Создание предыстории — это процесс исследования: сначала задаешь вопросы о своем герое, а затем идешь дальше в прошлое, чтобы выяснить, что такого там произошло, что могло повлиять на поступки и решения героя в настоящем.
2
Парадокс в персонаже
И люди, и герои — это не просто набор каких-то постоянных характерных особенностей. Люди нелогичны и непредсказуемы. Они делают вещи, которые удивляют нас, пугают нас, меняют все наши устоявшиеся представления о них. Многие из характеристик человека мы узнаем только после очень длительного общения с ним.

Это такие неочевидные подробности, которые мы находим особенно убедительными и которые вызывают у нас интерес. Таким образом, подобные парадоксы часто становятся основой для создания увлекательного и уникального характера.

Парадоксы вовсе не отвергают доминанту характера, а скорее вписываются в нее.

Романист Леонард Терни считает, что парадоксы являются решающим моментом увлекательного и уникального персонажа: «Герои более интересны, когда они созданы из смешанного материала, когда они содержат противоречивые элементы. Чтобы создать такие противоречивые элементы, вы создаете что-нибудь одно, а затем задаете вопрос: «Чего бы такого добавить этому человеку, что могло бы служить потенциалом для конфликта?».

Начните с героя — заядлого домоседа, и в нем пока нет конфликтного элемента, но если он по выходным ходит куда-нибудь с друзьями и занимается экстремальным видом спорта — это то, что вам нужно. С такой характеристикой вы двигаетесь в том направлении, которое делает героя интересным».

В «Унесенных ветром» мы впервые встречаем Скарлетт, когда она флиртует. Мы находим ее обольстительной манипуляторшей — это доминанта ее характера. Но мы бы здорово удивились, узнай, что любимым ее предметом в школе была математика, что ее мозг работает как счетная машина в критические моменты, что она сильная, решительная и резкая. Такие парадоксы завершают характеры.
3
Детали характера
Если вы одарили своего героя эмоциями, вовлекли его в особые отношения и наделили определенными ценностями, вы получите многомерного героя. Но пришло время для следующего шага, который сделает героя оригинальным и уникальным. Добавим деталей!

Поведение — то, как люди делают те или иные вещи — обозначает разницу между двумя людьми, которые могут быть одинаковыми внешне или по кругозору. У людей есть отличительные характеристики, крошечные детали, которые делают их своеобразными и особенными.

Какими могут быть ваши персонажи? Например, это может быть:

  • Парень, который говорит «ты знаешь» и «точно» в каждом предложении;
  • Молодая девушка, которая делает фигурки оригами и дарит их всем вокруг;
  • Тридцатипятилетний мужчина, который никогда не носит деловые костюмы из нонконформистских предубеждений;
  • Сорокалетняя женщина, у которой всегда и везде фоном играет джаз.
Детали могут относиться к действиям, языку, жестам, любимой одежде, манере смеяться, необычному поведению в определенных ситуациях.
4
Разница в характерах
Хотя все мы принадлежим к одному человеческому виду, мы все не являемся одинаковыми. Каждый из нас проживает жизнь по-своему. У нас разные взгляды на жизнь и восприятие жизни.

За последние сто лет появилось много новых интерпретаций этих типов личности, и сценаристу знакомство с этими теориями может быть полезно для проявления различий в ваших героях и усиления конфликтов между героями.

Большинство людей тяготеют или к экстравертности, или к интровертности. Социальные экстраверты фокусируются на внешнем мире, а интроверты сосредотачиваются на внутренней реальности. Экстраверты тяготеют к толпе, легко общаются с другими, любят вечеринки и людей. Интроверты — одиночки, ищущие уединенной деятельности, такой как чтение и медитация. Их центр жизни сосредоточен скорее внутри них, чем вовне.

В драме, как и в реальной жизни, большинство героев — экстраверты. Экстраверты двигают действие и создают конфликт и динамику фильма. Они — люди, направленные вовне, хорошо взаимодействующие с другими и активно ведущие себя в жизни. Но «Человек дождя» доказал, что интроверт может быть мощным героем в паре с более активным персонажем, который будет двигать действие.

Чтобы углубить понимание типов личности, можно рассмотреть персонажей их с еще одной стороны. Как и реальные люди персонажи делятся на четыре типа: чувствующий, думающий, ощущающий и интуитивный.

Чувствующие типы постигают жизнь через чувства. Они настроены на свое физическое окружение — цвета и запахи, формы и вкус. Они тяготеют к жизни в настоящем, реагируя на вещи вокруг себя. Многие чувствующие типы становятся хорошими поварами, строителями, докторами, фотографами — любое занятие, которое является физическим и сенсорно-ориентированным. Джеймс Бонд, вероятно, был бы отнесен к чувствующим типам — любитель быстрых машин, физической активности и красивых женщин.

Думающие типы — прямо противоположные. Они обдумывают ситуацию, вычисляют проблему, берут все под контроль, чтобы найти решение. Они принимают решения, основываясь на принципах, а не на чувствах. Они логичны, объективны, методичны. Думающий тип становится хорошим администратором, инженером, механиком, руководителем.

Ощущающие типы обладают чувством взаимосвязи с другими. Они заботливы, способны к сопереживанию, добросердечны. Их чувства зачастую доступны и находятся на поверхности. Учителя, социальные работники и медсестры — часто ощущающие типы.

Интуитивные типы заинтересованы в будущих возможностях. Они — мечтатели с новым видением, планами, идеями. Они руководствуются интуицией, верят предчувствиям и живут в предвкушении того, что будет в будущем. Они часто бывают предпринимателями, изобретателями и художниками, чьи идеи иногда приходят к ним в готовом виде. Некоторые грабители банков и азартные игроки — интуитивные типы, живущие предвкушением будущего богатства.

Эти функции никогда не существуют поодиночке. У большинства людей — две доминантные функции и две теневые. Большинство людей — и большинство героев — стремится получить информацию о мире вокруг себя через ощущения (прямой опыт) или интуицию. И они обрабатывают информацию либо через обдумывание, либо через чувства.

Понимание этих категорий может быть полезно, чтобы создать героев, которые не похожи друг на друга и действуют по-разному, а также чтобы помочь вам создать динамичные отношения между героями.
5
Изменение героев
Создавая характеры персонажей, нужно спросить себя, меняются ли мои герои, растут ли они по мере развития истории. Некоторые самые сильные истории демонстрируют воздействие, которое один герой оказывает на другого героя.

Например, легкий на подъем, расслабленный герой влияет на холодную героиню, она под его влиянием позволяет себе быть легкомысленнее, а он становится дисциплинированнее и серьезнее.

Если в телевизионных сериалах персонажи резко меняются, это может разрушить динамику сезона. Поэтому в сериалах изменения минимальны. В фильмах и романах конфликты могут быть разрешены, а преобразование персонажа может быть завершено к концу истории.

Для создания ярких отношений между героями, нужно выдержать баланс между конфликтом и симпатией: это две силы, которые борются на протяжение всего фильма и тем самым создают динамику и контраст между персонажами.

Чтобы создавать более яркие отношения между персонажами, проанализируйте ваши отношения с друзьями, возлюбленными, супругами, родственниками. Найдите, какие стороны ваших отношений соответствуют критериям влечения, конфликта, контраста и изменения характеров? Быть может, ваши отношения с кем-либо обладают столь мощной динамикой для вас обоих, что могут стать основой для создания истории?
6

Контраст в отношениях героев
Контраст более чем что-либо определяет дуэты героев.

Противоположности по-настоящему привлекают, и, противопоставляя два характера двух героев, мы достигаем самой мощной динамики отношений героев.

Контраст должен выражаться в поведении и отношениях героев. В фильме «Успеть до полуночи» поведение и подход к жизни охотника за преступниками Джека и финансового аудитора Джонатана представлены диаметрально противоположными. Они контрастируют буквально во всем, в выборе работы, в отношениях с супругами, моральном выборе и даже в еде.

Иногда противопоставляются этнические особенности, материальное положение и подход к решению проблем: «белый воротничок» и «голубой воротничок», работающая женщина и мужчина-домохозяин, американец и итальянец.

Иногда контраст бывает психологическим. Она — лед, он — пламя. Больше всего оба боятся влюбиться в кого-то и оказаться уязвимыми. Но они подходят к этой проблеме по-разному. Она защищает себя необычным способом, она равнодушна к своей внешности. Он защищает себя с помощью болтовни. Таким образом, у нас два героя, которые иногда принимают некоторые обязательства друг перед другом. Обязательства как бы идущие изнутри. И получаем как бы «двухтактные» отношения.

Некоторые из контрастов неожиданны. Если описанные выше персонажи — герои сериала, то можно сделать, например, серию с разговорами о Боге. В этом разговоре герои тоже должны проявить контраст, но с неожиданной стороны: она скептичная, а он религиозный. Такое переключение необычно, это не то, чего все ждут от этих героев.

Контраст между персонажами всегда уходит в психологию, которая управляет героями. Контраст в психологии дает понимание их эмоциональной жизни, их опасений, их уязвимости. Это открывает героям возможность слышать друг друга, помогает им понять что-то из личного прошлого другого героя.
7
Доминанта характера
Ваши герои должны быть последовательными. Это не означает, что они предсказуемы или стереотипны. Это значит, что у героев, как и людей, существует доминирующая часть личности, которая определяет, кем они являются, и дает нам представление о том, как они будут действовать. Если герои отклоняются от этой доминанты, они могут получиться неправдоподобными, бессмысленными или непонятными.

Притягательность героев в фильме — это их предсказуемость. Вы понимаете, кто они, вы знаете их историю и их кодекс чести, моральные принципы и точку зрения. Герой готов выбирать и делать тот выбор, который зрители могут предвкушать и наслаждаться просмотром.

Вы создаете героя для зрителей, которые понимают характер героя. Так что, как только вы создали успешный характер героя, ваша задача — попытаться сохранить его ярким и действующим и в то же время поддержать в нем особенные чувства и черты, убедительные для зрителя».

Качества героя не существуют сами по себе. Устойчивый герой обладает определенными качествами, которые, в свою очередь, подразумевают и другие качества героя.

Например, представим, что вы пишете следующую историю Индианы Джонс. Один из ваших героев — профессор, историк религии, эксперт по истории раннего христианства, который собирается хранить ключ к нахождению важного артефакта. Что, как мы думаем, может быть в его характере?

Если этот профессор имеет докторскую степень, мы предполагаем, что он провел множество исследований и с легкостью может найти тайную информацию в библиотеках и книжных лавках. У него должен быть неизменный интерес к смежным наукам — философии, истории церкви, социологии, антропологии.

Множество профессоров истории религии, особенно если они получали докторскую степень в американских университетах или в духовных семинариях, имеют за плечами гуманитарное образование. Они прошли курсы по искусству, литературе, возможно, один или два научных курса. И поэтому для этого профессора будет вполне постоянным качеством любовь к литературе или музыке, изобразительному искусству или архитектуре — или же знания в этих областях.

Интерес к археологии и истории церкви может вести к любви путешествовать. Возможно, он даже произвел несколько археологических исследований в Турции, или в Израиле, или в Египте. И для него не является необычным знать несколько языков, возможно, греческий, латынь или иврит.

Заметьте, как характеристика влияет на остальные качества героя. Человек, который достаточно интеллектуален, чтобы знать творчество Мендельсона, также может разбираться в картинах Вермеера и Рембрандта. Человек, который вырос на ферме, возможно, знает, как чинить тракторы и машины и как читать сводки погоды. Успешный биржевой маклер, возможно, прекрасно разбирается в экономической системе Японии.
8
Исторический период
Очень трудно написать историю, которая происходит в другом историческом периоде. Речь современного человека лишь отдаленно напоминает язык, который был в обиходе сто-двести лет назад.

Словарный состав и ритм речи поменялись, и даже слова изменили свое значение или устарели.

Например, вам нужно рассказать историю, которая происходила в начале 17 века. В вашей истории есть сцена суда над ведьмами. Выясните, мог ли адвокат представлять дело подсудимого в начале 17 века, узнайте, сколько судей участвовало в процессе, существовал ли суд присяжных, какие меры наказания применялись. На основе этого исследования можно составить документ, к которому можно обращаться за подробностями о реалиях того времени.

Чтобы речь героев соответствовала эпохе, можно изучить дневники, письма, газетные заметки того времени. В этих источниках можно почерпнуть интересные слова и выражения, которые будут делать речь героя правдоподобнее и ярче.

Очень часто сценаристу приходится додумывать подробности, которые он не нашел даже после продолжительного исследования. В таких случаях используйте все, что вы узнали об этом периоде, чтобы история казалась правдоподобной.
9
Контекст вокруг персонажей
Герои не живут в вакууме. Они — продукт их окружения. Герой, живущий во Франции в XVII веке, отличается от героя из Техаса в 1980-м. Доктор, работающий в маленьком городке, отличается от диагноста в самой большой больнице. Человек, выросший в бедности на ферме, будет отличаться от богача. Понимание характера героя начинается с понимания контекста этого героя.

Что такое контекст? Можно сравнить контекст с пустой кофейной чашкой. Чашка — это контекст. Это то пространство, мир героя, которое окружает героя, которое заполняется конкретной историей и другими героями. Наибольшее влияние на героя оказывают культурные особенности, исторический период, место жительства и род занятий.

У всех героев есть определенное этническое происхождение, и оно обуславливает поведение, отношения, эмоции и жизненную философию. У всех героев есть социальный статус. Человек, выросший в семье фермеров, отличается от аристократа.

Также у всех героев есть религиозные и философские взгляды, уровень образования, профессия: все эти культурные аспекты оказывают различного рода влияния на образ героя, определяя их мышление, речь, ценности, страхи и другие эмоции.

Культурные особенности стоит учитывать при написании диалогов: они влияют на ритм речи, грамматику и словарный запас.

Во многих случаях в ваших сценариях будут взаимодействовать герои с разными культурными особенностями. Если герой обладает тем же культурным багажом, что вы, то можно использовать ваш собственный опыт, чтобы описать речь героя и его взгляды на жизнь. Если же ваши герои — представители разных культур, возможно, вам придется провести дополнительные исследования, чтобы сделать их характеры правдоподобными. Также надо убедиться, что вы смогли создать разные индивидуальности, а не просто героев с разными именами, которые говорят и ведут себя совершенно одинаково.
10
Символичные герои
Реалистичные герои многомерны, последовательны и парадоксальны, а их эмоции, чувства, мнения и психология очень сложны. Список качеств многомерного героя был бы очень длинным.

Символичные герои одномерны. Они и не должны быть многомерными. Они воплощают одно-единственное качество в отношении таких понятий, как любовь, мудрость, сострадание или справедливость. Они хорошо вписываются в нереальные истории — мифы, фантастику или комиксы про супергероев.

Появление символичных героев берет начало в древнегреческих и римских трагедиях. Обычно богов и богинь наделяли одним качеством. Афина, или Минерва, была богиней мудрости. Афродита, или Венера, называлась богиней любви, Гадес/Плутон был богом загробного мира, Посейдон/Нептун был морским богом, Дионис/Бахус — богом виноделия, и Артемида/Диана — богиней охоты.

Однако отсутствие многомерности не делает этих героев неинтересными, ведь их ключевое качество подразумевает наличие других сходных качеств.

Например, Марс, или Арес, был богом войны. Его родители, Зевс и Гера, ненавидели его, а его сопутствующими качествами были беспощадность, жестокость и кровожадность. Его всегда сопровождали Раздор, Трепет, Ужас и Паника. В римской мифологии он одет в сверкающую броню, его символ — гриф, птица смерти.

К контексту Марса можно отнести все связанное с войной. Звуки побоища, военная форма, боевые качества — все они часть характера этого бога. Понятия, не относящиеся к войне, не являются и частичкой Марса. Ему совершенно не присуща двусторонность войны и мира. В нем нет радости, неопределенности или противоречий.

Мы можем нарисовать прямую, чтобы проиллюстрировать взаимоотношения между символичными и реалистичными героями.

Например, степфордские жены — символичные герои, олицетворяющие качества идеальной жены. Частью их личности является все, что соотносится с этой концепцией, включая подчинение мужьям, уборку дома, приготовление пищи и уход за детьми. Они не обладают никакими иными характеристиками, кроме традиционных качеств хорошей жены. Нелегкая доля реального замужества никак не отражается на их характерах.

Символичный герой с одной доминантной чертой может выражать основную тему вашей истории. С такими героями надо обращаться очень осторожно, чтобы не сделать их слишком «картонными».

11
Мифические герои
Все нереальные герои имеют ярко выраженные черты, контекст и/или ассоциации. При создании мифического героя используются те же элементы и добавляется еще один: понимание зрительской аудитории.

Разница между простой историей и мифом состоит в отношении к ним людей. Многие художественные произведения влияют на нас: трогают до слез, вызывают смех или дают понимание жизни. Но едва мы смотреть фильм, мы об этом забываем. Возможно, в памяти останется одна сцена или герой, но и то ненадолго.

Мифическая история задерживается в нашей памяти. Сцена или герой преследуют нас и не отпускают. Мифическая история отображает суть жизни. Она помогает нам лучше осмыслить наш жизненный опыт, ценности и желания. Многие из нас смотрят фильм и проецируют свою личную жизнь на происходящее в книге или на экране.

Иногда мифы или мифические герои вдохновляют нас, мотивируют или заставляют по-новому взглянуть на жизнь. В каком-то смысле мы становимся больше, когда отождествляем себя с героическими чертами мифического героя.

Мифические истории — это обычно героические истории, в которых есть герой, который преодолевают препятствия на пути к цели или сокровищу. Как правило, герой меняется на протяжении своего пути. Наблюдая за развитием такой истории, мы можем думать о своих собственных героических путешествиях. Путь героя в истории может также напомнить нам о нашем внутреннем духовном поиске смысла жизни.

Во многих фильмах присутствуют элементы мифа, например, героический персонаж, преодолевающий препятствия на своем пути. Но если он не вызывает отождествления, то это не настоящий миф. Ключ лежит в том, проецируют ли зрители историю на себя и помогает ли она им глубже понять свою жизнь.

У мифических героев есть свои определенные черты, обычно героические. От них многого ожидают, и они готовы встретить вызов. На протяжении истории мифические герои меняются, становясь сильнее или мудрее. Часто у такого героя таинственное или темное прошлое. Иногда его прошлое никак не раскрывают в фильме, но немного намекают на него.

Порой сценарист (и герой) знают, что произошло в прошлом, но намеренно скрывают, потому что это слишком болезненно. Герою может быть тяжело справляться с болью, и он не хочет говорить об этом. Прошлое в этом случае — важная часть героя, но так как оно неизвестно зрителям, то они сами придумывают, что случилось с героем.

Мифических героев довольно сложно создавать: они должны быть достаточно объемными, чтобы казаться настоящими, и при этом в них должна присутствовать загадка. Также в них должна быть некая обобщенность, чтобы герои казались не конкретными людьми, а символами определенной идеи. Они одновременно реальны и мифичны, и обе эти стороны находятся в идеальном балансе друг с другом.

Лучшая проверка мифа — соотнесение зрителями жизни героя со своей собственной жизнью. Добавление мифического контекста может углубить характер героя и усилить связь со зрителями.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website