Базовые приемы монтажа

При просмотре фильма мы обычно не замечаем переходы между кадрами и другие приемы монтажа.

Тем не менее, изучить их довольно интересно: они дают понимание, почему одна сцена смотрится органично и динамично, а другая совершенно не приковывает внимание.
Cutting on action
Переход по действию
Переход от одного кадра к другому одновременно с каким-то действием или движением.

Таким действием может стать удар или пинок (в сценах боя), бросок предмета от одного актера другому, переход актера из одной комнаты в другую, поворот актера лицом к зрителю (если до этого он стоял спиной к нему).

Пример перехода по действию: актер держится двумя руками, переход, он висит уже на одной руке.

Cut away
Перебивка
Переход от кадра к кадру посреди какого-нибудь процесса.

В первом кадре мы видим и слышим какое-то действие, потом происходит переход, после которого мы не видим,
но слышим то, что началось кадром ранее.

Например: камера показывает, как актер начинает говорить, переход, и мы видим, куда он показывает рукой.

Cross Cut
Параллельный монтаж
Режиссер монтажа перемешивает кадры из двух сцен.

Таким образом чаще всего снимают телефонные разговоры: мы видим то одного, то другого участника разговора.

Также можно смонтировать параллельные действия, добавив таким образом напряжения в сцену.

Jump Cut
Резкая смена кадра
Внезапный и резкий скачок от одного кадра к другому.
Кадры как бы отрезаны друг от друга.

Такая техника монтажа очень бросается в глаза, привлекая внимание зрителя — обычно режиссер с помощью такого монтажа притягивает внимание зрителя к происходящему на экране событии.

Обычно он используется в напряженных сценах, чтобы усилить напряжение зрителя.

Match Cut
Совмещение
Резкий переход от одного кадра к другому, очень похожему по действию или композиции.

Такой переход бросается в глаза и выглядит довольно эффектно.

Совмещение может быть связано не только с композицией, действием или позой главного героя: иногда в соседних кадрах целиком или частично повторяется какая-то реплика.

Smash Cut
Рваный монтаж
Рваный монтаж — это очень резкий, почти пугающий переход от одного кадра к другому.

От других резких переходов он отличается сменой тональности: после тихой сцены резко начинается что-то громкое, или после громкой насыщенной сцены начинается почти звенящая тишина.

Самый распространенный пример такого монтажа — это ситуация, когда герой просыпается «в холодном поту» и резко встает.

Fade In и Fade Out
Появление и уход в затемнение
Незамысловатый монтажный прием:
это либо появление из темноты, либо уход в затемнение.

Dissolve
Растворение
Растворение одного кадра в другом. Часто оно используется, чтобы обозначить ход времени.

Растворение работает как в рамках одной сцены (сначала мы видим комнату с людьми, затем они постепенно растворяются и мы видим пустую комнату), так и в рамках нескольких разных сцен.

Iris
Круг
Раньше такой переход был естественным: именно так камера заканчивала работать, постепенно затемняя картину, оставляя круг в середине.

Сейчас такой переход используется просто для красоты: с его помощью удобно выделить отдельного персонажа на общем фоне или закончить сцену.

Wipe
Вытеснение
Совершенно любое вытеснение одного кадра другим: справа налево, слева направо, сверху вниз, снизу вверх, по диагонали, зигзагом.

Формы могут быть абсолютно любыми.

У вытеснения три составляющих: первый кадр, переход между ними, второй кадр.

Invisible Cut
Невидимая склейка
Невидимая склейка используется, чтобы создать впечатление съемки одним длинным дублей.

Можно спрятать склейку в темноте: камера снимает одну сцену, переходит на какой-нибудь темный объект, темнота заполняет весь экран, затем склейка, и вторая сцена начинается с темноты.

Можно спрятать склейку в резком движении камеры: идет первая сцена, потом камера поворачивается настолько резко, что мы видим смазанную картинку, склейка, и затем вторая сцена.

Можно спрятать склейку в движении какого-нибудь объекта на переднем плане: мы видим улицу, проезжает машина, склейка, мы видим уже другую улицу.

Можно спрятать склейку в тот момент, когда движущийся объект покидает кадр: камера снимает неподвижный стол, на котором руки раскладывают карты. Затем руки покидают кадр на секунду, здесь происходит склейка, и в кадр возвращаются уже другие, но похожие руки.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website