Список рекомендаций по вашим просьбам — часть 1
По вашим запросам мы собрали список любимых фильмов и сериалов — только субъективные ощущения от просмотра и личные рекомендации


Обычно мы стараемся аргументировать свою позицию: опираемся на факты, интервью, авторитетные мнения и прочие источники. Очень редко мы советуем фильм или сериал только по той причине, что он нам понравился.

Сегодня мы решили попробовать более личный формат: по вашим запросам мы собрали список любимых фильмов и сериалов — только субъективные ощущения от просмотра и личные рекомендации.

Само собой, здесь мы упомянули далеко не всё — это не финальный и неполный список, а только первая его часть. Здесь мы не упоминаем документальное кино и европейскую анимацию — с этими сферами мы не очень знакомы и отдельных любимых произведений выделить не можем.

Мы не стали упоминать длинные сериалы нулевых и все любимые классические фильмы. Скорее всего, вы уже видели то, что мы можем порекомендовать в этих рубриках.

Также мы пока не затрагиваем игры и книги — это отдельные темы, достойные отдельного материала.

Видео-версия
Пантеон
Первая наша рубрика — Пантеон. Здесь мы хотим перечислить режиссеров, которых мы любим за несколько произведений, общий подход к работе или авторский стиль в целом.

Сэм Эсмейл

Начнем с режиссера, которого мы упоминаем на канале чаще всего — это Сэм Эсмейл. В первую очередь, мы советуем «Мистера Робота», о достоинствах которого мы выпустили уже с десяток видео. Если коротко, то у Мистера Робота отлично сделано всё: актерский состав из как минимум Рами Малека и Кристиана Слейтера, интересный сеттинг и персонажи, интригующий тон повествования в духе конспирологических теорий и большое внимание к режиссуре, построению кадра и работе с музыкой и звуком.

Следующая после «Мистера Робота» работа Эсмейла — сериал «Возвращение домой». Он намного короче: смотрится за пару-тройку вечеров. Здесь все те же плюсы режиссерского подчерка Эсмейла, только история более быстрая и камерная.

Райан Мерфи

Перейдем к следующему режиссеру — Райану Мерфи. Если попробовать описать его творчество одним словом, лучше всего подойдет термин «кэмп» — выкрученная на максимум версия того или иного жанра, наполненная сарказмом и стебом по отношению к жанру.

Самая яркая и долгая вещь у Мерфи — это «Американская история ужасов». Если вы смотрели АХС, все остальные хорроры на свете можно не смотреть: всевозможные жанровые клише вы уже видели.

Кстати, лучше всего сериалы Мерфи смотрятся, если понимать, насколько все происходящее несерьезно: если за первые сезоны АХС привыкнуть к манере повествования, то все остальные сезоны смотрятся как комедия с мета-приколами.

Если любите детективы, можем посоветовать «Американскую историю преступлений»: первый сезон — типичная courtroom drama, второй — расследование об убийстве Джанни Версаче. И то, и другое здорово, но может показаться затянутым, если вы не любите детективные истории.

Отдельно нужно сказать про «Королев крика»: лично мы посмотрели первый сезон и на этом закончили, чтобы на всякий случай не портить себе впечатление. А сам сериал конечно прекрасный и очень смешной.

Дэвид Линч

Третий режиссер в этой рубрике — Дэвид Линч. Вообще, у него надо смотреть всю фильмографию — и мы сами это обязательно сделаем, когда найдем время. А пока, советуем только «Твин Пикс».

Во-первых, это культовая вещь, которая повлияла на очень многие другие произведения: сериалы, фильмы и даже игры.

Во-вторых, у «Твин Пикса» есть двойное дно: с первого взгляда, это мыльная опера из девяностых, а со второго — мета-комментарий на кино и телеиндустрию.

Третья причина посмотреть «Твин Пикс» — именно с него хорошо начинать знакомство с творчеством Линча: нужно привыкнуть к его манере повествования.

Дело в том, что Линч сюрреалист — всё в его произведениях доносится до зрителя напрямую, но через сюрреалистическую призму: если ее разгадать, то весь феномен непознаваемого Линча распадается на очень качественное повествование и особую манеру.

Дэвид Финчер

Перейдем к следующему режиссеру — Дэвиду Финчеру. Большинство его фильмов — остросюжетные напряженные триллеры. Если любите такое, можно подряд смотреть всю фильмографию. Очень удачный триллер по нашему субъективному мнению — «Исчезнувшая». Кстати, снято довольно близко к оригинальной книге.

Конечно, «Исчезнувшая» немного уступает культовым фильмам Финчера — «Девушки с татуировкой дракона», «Бойцовского клуба» и «Семи». Культурный контекст и влияние на кинематограф у этой тройки намного выше.

Алекс Гарленд

От Финчера перейдем к Алексу Гарланду. Его фильмы точно не подойдут тому, кто не любит затянутые долгие кадры ради эстетики. Если для вас это не помеха, то советуем мини-сериал Devs, который у нас перевели как «Разрабы», потеряв по дороге половину авторской задумки.

Про Гарланда вы скорее всего слышали из-за фильмов «Из машины» и «Аннигиляция». Не сказать, что они какие-то универсально добротные, но если вы прочитаете синопсис и заинтересуетесь, то можно и посмотреть. Если не заинтересует, можно пропускать без сожалений. Также можно ознакомится с фильмами, где Гарланд выступал сценаристом — вроде культового «28 дней спустя».

Чарли Кауфман

Следующее имя в нашем списке — Чарли Кауфман. Его вы можете знать по сценарию к фильму «Вечное сияние чистого разума».

Особенно советуем две работы: Первая — «Адаптация». Это фильм о том, как Чарли Кауфман не может переписать литературный источник в сценарий к фильму и решает написать фильм о своем творческом кризисе. Это настолько мета-повествовательная история, что стирается грань между реальностью и вымыслом.

Вторая наша рекомендация — «Синекдоха, Нью-Йорк». Здесь тоже большой мета-повествовательный элемент: герой постепенно теряет рассудок и вместе с ним повествование тоже распадается на что-то абстрактное. По описанию обоих фильмов вы уже наверняка поняли, что такое кино очень на любителя: такие мета-повествовательные эксперименты не очень легко воспринять при первом просмотре. Подробнее о Кауфмане мы говорили в отдельном ролике про мета-повествование.

Сатоси Кон

Отдельно отметим Сатоси Кона — японского режиссера анимации. Из всего творчества Сатоси Кона стоит глянуть хотя бы как минимум «Идеальную грусть» и «Паприку». Обе полнометражки смотрятся свежо даже сегодня, несмотря на даты выхода.

«Идеальная грусть» еще в 1997 году рассуждала на темы, которые станут актуальны и войдут в общемировую повестку только лет через десять-двадцать: влияние интернета на общество и власть музыкальных лейблов над поп-айдолами.
Может показаться, что раз сюжет о поп-айдоле, то это далекая от обычных людей тема, но нет — это личная история, сопереживать которой может каждый. А еще тут есть довольно оригинальный твист в конце, аналога которому лично я не видел в психологических триллерах.

«Идеальная грусть» и «Паприка» похожи тем, что сюжет происходит одновременно в двух плоскостях, переходы между которыми намеренно не очевидные. Такой прием Сатоси Кон начал использовать в Идеальной грусти — там размывался переход между кино и реальностью. Такая же ситуация в Паприке — там не ясна грань между реальностью и сном. После склейки еще несколько секунд зритель не до конца уверен, где он находится.

Сцены сна в «Паприке» — это аудиовизуальные шедевры, которые задают очень высокую планку. По уровню крутости это где-то рядом с той самой сценой города из «Призрака в доспехах».

«Идеальная грусть» и «Паприка» оставляют неизгладимое впечатление, особенно в сочетании с необычным саундтреком от Сусуму Хирасавы. Саундтрек вообще достоин отдельного разговора.

Отдельные любимые фильмы
От любимых режиссеров перейдем к отдельным фильмам. Большинство из них попали в этот список из-за атмосферы и сеттинга, ну или просто потому, что они — любимые представители какого-то конкретного жанра.

Дом, который построил Джек / The House That Jack Built (Ларс Фон Триер, 2018)

Это сочетание триллерного сюжета про маньяка с отсылками на Данте и великое искусство предыдущих эпох. Было бы правильнее включить Ларса фон Триера в рубрику «Пантеон», но для этого надо посмотреть всю фильмографию, а мы этого еще не сделали — скорее всего, в список любимых произведений войдет еще как минимум Догвилль и другие работы Триера.

Гаттака / Gattaca (Эндрю Никкол, 1997)

Это ретро-футуристическая антиутопия о космосе с довольно оптимистичным и жизнеутверждающим сюжетом, что для жанра антиутопии редкость. Это очень субъективная рекомендация: если автору нашего телеграм-канала задать вопрос про самый любимый фильм, то ответ точно будет «Гаттака».

Отель «Гранд Будапешт» / Hotel Grand Budapest (Уэс Андерсон, 2014)

Это веселый и стильный фильм Уэса Андерсона с отсылками на живопись, симметричными кадрами и идеально подобранными цветами — это самые главные достоинства его режиссерского стиля. Очень ждем Французский вестник, который перенесли на 2021 год.

Братья Систерс / The Sisters Brothers (Жак Одиар, 2018)

Это постмодернистский вестерн: вроде бы в типичных декорациях вестерна происходит совершенно другая история, которая ломает клише этого жанра. Французский режиссер, который не говорит по-английски, снимает кино типично американского жанра — только постмодерн и мог получится.

Оно следует / It Follows (Дэвид Роберт Митчелл, 2015)

Это хоррор для тех, кто не любит хорроры. Самый огромный плюс — за фильм всего один джамп-скейкр. Вместо дешевых хоррорных приемов «Оно следует» пугает тревожным предчувствием и затрагивает экзистенциальные страхи.

Искупление / Atonement (Джо Райт, 2007)

Это мелодрама в сеттинге Первой Мировой с нестандартной структурой истории. Подробнее описывать не будем, чтобы было без спойлеров. Кроме отличного сюжета, в Искуплении есть еще и шикарные костюмы, декорации и операторская работа.

Облачный атлас / Cloud Atlas (Лана и Лилли Вачовски, Том Тыквер, 2012)

Это очень насыщенный фильм, как будто за три часа посмотрел мини-сериал. Шесть историй в разных сеттингах, но с единой канвой, общей идеей и с одним и тем же актерским составом. Одноименную книгу тоже советуем.

Призрак в доспехах / Kokaku kidotai (Мамору Осии, 1995)

Это два полнометражных аниме — экранизацию со Скарлетт Йоханссон не советуем. Современная экранизация потеряла все самое классное от оригинала: скомкали интересный сюжет двух фильмов в один полный метр и выбросили глубокий посыл о природе человека. Если любите киберпанк, научную фантастику и ретро-представление о будущем, то советуем посмотреть именно оригинал.

Бегущий по лезвию / Blade Runner (Ридли Скотт, 1982)
Бегущий по лезвию 2049 / Blade Runner 2049 (Дени Вильнёв, 2017)

Это очередной сай-фай в нашей подборке и классика киберпанка. Причем мы советуем и первый фильм Ридли Скотта, и продолжение от Дени Вильнёва: второй фильм получился не такой удачный как первый, зато в нем сохранилась атмосфера.

Гражданин Кейн / Citizen Kane (Орсон Уэллс, 1941)

Это культовая картина Орсона Уэллса 1941 года. За последние 80 лет на отдельные сцены из «Гражданина Кейна» сделали столько отсылок, что фильм смотрится очень современно — как будто все показанное там уже было у других, более современных режиссеров. «Гражданин Кейн» несколько раз входил в различные списки как «лучший фильм всех времен» и вообще считается обязательным к просмотру, поэтому мы тоже его советуем.
Отдельные любимые сериалы

Перейдем к отдельным любимым сериалам — в этой рубрике поговорим и о небольших камерных историях на один сезон, и о полноценных сериалах, которые не длятся слишком долго.

Наши матери, наши отцы / Unsere Mütter, unsere Väter (Филипп Кадельбах, 2013)

Это немецкий драматический мини-сериал из трех серий. Все начинается в небольшом берлинском кафе в 1941 году, где компания друзей встречается перед тем, как отправится на фронт. Через четыре года они встречаются в том же кафе, уже после войны. Персонажи здесь показаны не как черно-белые стороны конфликта, герои или злодеи — а как живые люди с тяжелой судьбой. Такой подход к немецким солдатам редко встречается в кино про Вторую Мировую, и очень контрастирует со всеми остальными работами на эту тему.

Тьма / Dark (Баран бо Одар, 2017 – 2020)

Это еще один немецкий сериал. У Тьмы очень запутанный сюжет, куча временных линий и версий персонажей в разном возрасте. Чтобы зрителям было проще, создатели даже запустили сайт с подробным описанием всего. Единственный минус — после трех сезонов Тьмы большинство историй с путешествиями во времени кажутся банальнее, возможно за исключением нескольких действительно выдающихся работ.

Маньяк / Maniac (Кэри Фукунага, 2018)

Это мини-сериал с дуэтом Джоны Хилла и Эммы Стоун в неожиданно серьезных ролях. Если любите кассетный футуризм, то точно советуем. Про Маньяка мы рассказывали в ролике про кассетный футуризм и отдельном выпуске «Пару слов». Короткая камерная история, которая смотрится за два-три вечера.

Озарк / Ozark (Билл Дюбюк, Марк Уильямс, 2017 — 2021)

Это духовный наследник «Во все тяжкие», причем по атмосфере больше похож именно на последние сезоны. Уже в первой серии Озарк приходит к тому накалу страстей, который есть в третьем сезоне «Во все тяжкие» — экспозиция здесь намного короче, зато больше личных отношений и драмы.

Монстр / Monster (Масаюки Кодзима, Наоки Урасава, 2004 — 2005)

Это самое европейское аниме из всех возможных. Нет ни единой причины, почему Монстр — это аниме, а не сериал с живыми актерами — там даже события разворачиваются не в Японии, а в Германии, причем до падения Берлинской стены.

Главный герой — хирург Кендзо Тенма. На дежурстве он спасает мальчика с огнестрельным ранением, и с этого момента в городе начинается серия преступлений, которая и расследуется на протяжении сериала. Это интересная детективная и психологичная история с главным героем, которому хочется сопереживать, и ярким неоднозначным антагонистом. Единственный момент, который лучше знать заранее — сериал может показаться затянутым, потому что у него довольно спокойная середина, особенно по сравнению с довольно насыщенными началом и концом.

Электрические сны Филипа Дика / Philip K. Dick’s Electric Dreams (Рональд Д. Мур, 2017 — 2018)

Это экранизация нескольких его рассказов, классика научной фантастики середины прошлого века. Получилось одновременно и современно, и ретро-футуристично. Одна серия — один отдельный рассказ, причем где-то получилось подробная экранизация, а где-то из оригинала взяли имена героев и самые поверхностные детали. В целом, у авторов получилось воссоздать настроение той самой фантастики, но без деталей. Подробнее все серии мы разбирали в отдельном видео.

Если Филип Дик, Айзек Азимов и Рэй Брэдбери вызывают у вас ностальгию, то «Электрические сны» могут вам понравится — по крайней мере, две-три отдельные серии.

Лютый артхаус — любим, но не советуем

Это последняя и самая странная рубрика. Сюда мы добавили спорные фильмы, которые зашли нам, но мы понимаем, что это на любителя.

По ту сторону черной радуги / Beyond the Black Rainbow (Панос Косматос, 2010)

Это очень абстрактный хоррорный триллер с разорванным повествованием. При этом, «По ту сторону черной радуги» очень стильный и ретро-футуристичный, чем-то напоминает Солярис Тарковского и THX 1138 — кстати, эти два фильма мы тоже любим, но не советуем.

Враг / Enemy (Дени Вильнёв, 2013)

Это не самый интересный фильм, если рассматривать его только с точки зрения сюжета. Зато в нем много интересных больших сюжетных метафор — при первом просмотре ты чувствуешь, что в фильме есть какой-то дополнительный слой смысла, но не очень можешь понять и выразить, что это и почему режиссер это использует.
Если вы соберетесь смотреть «Врага», советуем дополнить просмотр объяснялкой на ютубе.

Гив ми либерти / Give me liberty (Кирилл Михановский, 2019)

Это кино с фестиваля Санденс. Весь сюжет крутится вокруг главного героя — русского эмигранта в Висконсине: он везет родню сначала на похороны, а потом на поминки, и все это параллельно с работой в социальном такси. Идеальный вариант — смотреть в оригинальной озвучке, так сохраняется контраст между английской и русской речью, которого в фильме довольно много. По духу все это похоже на эмигрантские рассказы Довлатова или как сказали на Искусстве Кино — на лиричную версию Горько.
Заключение
Само собой, все фильмы и сериалы не идеальны и точно не зайдут вообще всем. Мы и не стремились создать «ТОП 10 фильмов, обязательных к просмотру» — просто решили поделиться самым любимым.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website