Как понять, какого рода фильмы ты любишь?
Daily Tropes 102:
как оценить фильм?
Как увидеть сильную операторскую работу в отрыве от слабого сюжета? Можно ли признать, что фильм хорошо придуман, но плохо сделан? На какие критерии можно разложить фильм, чтобы лучше понять свои ощущения от просмотра?
По этим пунктам можно составить примерное описание своих сценарных предпочтений:

— «люблю хорроры в сверхъестественном сеттинге с логичным сюжетом»;

— «люблю фильмы с запутанной структурой, но безукоризненной сюжетной логикой»;

— «обожаю исторические драмы с проработанным главным героем и черно-белыми остальными персонажами».

Эти критерии — не признаки «хорошо/плохо».

Это скорее подсказки, углы зрения, под которыми можно посмотреть на свой вкус в кино: они помогают не тратить время на то, что вам заведомо не понравится.

Если вы лучше воспринимаете информацию в аудио-визуальном формате, можете посмотреть видео на ту же тему.
1
Бэкграунд истории
Жанровость — смотрим, какой у фильма жанр и насколько он соблюден. Жанр не всегда совпадает с заявленным.

Например, Ари Астер, автор фильма «Реинкарнации», заявляет, что его фильм — не стандартный хоррор, а нечто особенное. Тем не менее, мы смотрим на использованные тропы, сеттинг и сюжетные биты и замечаем, что это набор самых стандартных хоррор-клише, который только можно придумать. Нам обещали нечто особенное, а подкинули самый банальный ужастик — мы разочарованы и расстроены. Наше удовольствие от просмотра очень часто зависит от того, что мы от фильма ожидали.

Сеттинг — в каком времени и месте происходят события фильма.

Полностью выдуманный это мир, реальный или с альтернативной историей? Например, мне нравится эстетика мегаполисов будущего. Это значит, что мне подойдут всевозможные фильмы в этом времени и месте. Таким фильмам я сделаю скидку и прощу им всевозможные проблемы с сюжетом или персонажами. Наоборот это тоже работает: произведение в нелюбимом сеттинге будет раздражать, несмотря на идеальный монтаж и сценарий.
2
Сама история
Путь героя — наверное, самое популярное словосочетание на Daily Tropes *ирония*. Смотрим, как показана жизнь главного героя до событий фильма, во время и после с точки зрения мономифа. Это очень базовый критерий — без пути героя получится не фильм, а видеоряд. Без пути героя нет психологической связи и эмпатии между героем и зрителем. Сюда же можно включить проработку персонажей: картонные они или объемные? черно-белые или серо-серые?

Структура сюжета и особенности рассказа
— в каком порядке выстроены события фильма и насколько хорошо работает трехактная структура. Кому-то нужно, чтобы события были перечислены в хронологическом порядке, другим такую структуру смотреть скучно — не хватает вовлечения. Еще две интересные структуры — «с середины дела» (фильм начинается сценой из середины) и кольцевая структура (начальная и конечная сцена фильма происходят в одной точке).

Логика сюжета
— насколько логично одно событие перерастает в другое. Если зрителю кажется нелогичным, как событие А переходит в событие Б, приостановка неверия перестает работать — зритель не может погрузить в историю на сто процентов. Иногда нелогичность повествования — это художественный прием и к нему никаких претензий. Мир такого фильма целиком нелогичен, чтобы подчеркнуть абсурд жизни или фантазии — здесь можно Малхолланд Драйв Линча привести как пример.
3
Визуальное
Работа режиссера, оператора и монтажера. При удачном стечении обстоятельств, эти три роли сложно отделить друг от друга.

Здесь обратим внимание на первое — структуру неподвижного кадра: если кадр вырезать из фильма и повесить в рамочку на стеночку, будет ли это красиво в плане композиции, цветности, освещенности.

Второй видео-критерий: как это смотрится в движении: насколько уместны монтажные склейки, как одна сцена переходит одна другу.

И третий обобщающий критерий — работает ли визуал на историю: подсвечены ли монтажом яркие детали, рассказывает ли изображение какие-то дополнительные факты о герое и ситуации.
4
Аудио
Аудио: как работает музыка и звуковые эффекты.

Здесь достаточно понятно критерий раскладывается на две составляющие — насколько аудио красиво само по себе и как оно соотносится с событиями на экране.
5
Актеры
Кто и как играет? Какие тропы кастинга задействованы? Как выстраивается общение актеров с аудиторией? Да, плотное взаимодействие актеров со зрителями (в соцсетях, например) чаще встречается в сериалах, но и в фильмах так бывает: например, при съемке "Отряда самоубийц" было очень много backstage-информации. Кому-то это важно, кто-то совсем не обращает внимания, субъективный критерий.
6

Работа остальной команды
Гримеры, костюмеры, специалисты по декорациям и прочие не упомянутые ранее спецы. Чаще всего, их работа критична для отдельных жанров: плохой гример в хорроре может разрушить испуг зрителя, неаккуратный костюмер в исторической драме испортит погружение в эпоху. Иногда даже кастинг-директор добавляет дополнительный шарм: например, в сериале Dark разные актеры играют пожилые, взрослые и детские версии своих персонажей, еще много персонажей-родственников. В таких условиях чрезвычайно важно правильно подобрать похожих актеров — и кастинг-директор Dark справился на все сто процентов.
7
Значимость для культуры
Актуальный критерий для культовых работ. Если фильм задал новый тренд в кино, породил новый жанр и вдохновил молодых режиссеров на оммажи и подражания — это тоже достойно упоминания.
8
Работа с источником
Актуально для фильмов по уже существующим вселенным, экранизаций, биографических фильмов, франшиз и сиквелов. Фильм может быть идеальным по всем параметрам, но неудачно экранизировать книгу — и такой фильм фанаты книги примут прохладно, а вот незнакомые с книгой будут в восторге.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website